• 06.10.2018
  • 04.12.2016
  • 02.12.2016
  • 01.12.2016

Сад цветущего разнотравья

Когда смотришь на красивые фотографии завершенного сада, то кажется, что так он выглядел всегда. И только ландшафтный дизайнер знает, какой была дорога к этому результату — короткой или мучительно длинной, ведь у каждого проекта своя история. Поэтому в статье, посвященной конкретному саду, главное — показать, почему он получился именно таким.

Когда я попала на этот участок площадью всего десять соток, первый вопрос, который возник, — это вывоз огромной массы глины, оставшейся после строительства фундамента. Стоя в резиновых сапогах по щиколотку в топкой жиже, я вдруг поняла, что ничего вывозить не надо! Так, жуткая гора стала для меня началом творческого пути к этому саду. Уставший от напряженного ритма мегаполиса хозяин участка поставил передо мной всего две задачи. Первая и самая главная — отгородиться от соседних домов и создать иллюзию уединенности. Вторая — организовать пространство сада так, чтобы оно не зависело от сезонных изменений природы, ведь он собирался завтракать и ужинать на большой крытой веранде, отдыхать там, а возможно, и спать в теплое время года. Высказав свои пожелания, заказчик устранился от процесса созидания, а я поняла, что десять соток могут стать источником множества проблем на целых два года! В первую очередь решались вопросы организации пространства. Так как участок имел небольшой уклон в сторону дома, с помощью геопластики обыграли переход уровней к нулевой отметке. Грунту придали форму, расположив его по диагонали участка ближе к центру. Перпендикулярно, теперь уже сформированным склонам, был прорыт проход на другую половину территории шириной около двух метров и укреплен подпорными стенками. Дальняя точка диагонали хорошо просматривалась со стороны веранды. Расстояние было небольшое, и я решила применить известный прием с зеркалом, так как, с одной стороны, оно «закрепляло» бы фокусную точку, а с другой — было легко создать имитацию уходящего в даль пространства и отразить противоположную сторону насыпных холмов. Подпорные стенки в центре были дополнены перголой из бруса. Зеркало обрамили таким же материалом. Изменение рельефа усугубило проблему отвода воды, поэтому в первую очередь пришлось устраивать дренажи, но только после того, как перед насыпными склонами были поставлены низкие подпорные стенки. Небольшие ступеньки вверх и вниз меняют углы и точки обзора при движении вокруг холма, делая прогулку очень увлекательной. Конечно, склоны холма пришлось оформить в виде рокария, где камень играет подчиненную роль. Во впадине склона был устроен небольшой капельный ручеек, нежное журчание которого, яркие отблески мокрых камней и блики воды создают в этом уголке сада очень приятную обстановку.

Периметр участка, особенно в тех местах, где с основных точек обзора видны соседние дома, пришлось достаточно плотно засадить. Таково было пожелание заказчика. В основном использовались растения, устойчивые в средней полосе России, — сосна, береза, ель, лиственница, рябина, клен, а ближе кдому липа и черемуха Маака. Сбоку от дома на солнечном месте в группы были включены пара сортовых яблонь, одна слива, ирга Ламарка. Я отказалась от идеи делать дорожки в таком маленьком саду, визуально они еще больше сократили бы его. Все движение вокруг дома происходит по расширенной отмостке. Это удобно в любое время года. Мощение природным камнем было устроено лишь внутри перголы и по направлению к зеркалу, чтобы имитировать глубину пространства. Растения выбирались исходя из особенностей места, образа, задаваемого присутствием камня, задачи обеспечить сезонную декоративность, надежности и зимовки без укрытия, так как композиции круглый год находятся перед глазами. Пространство вокруг рокария получило различную инсоляцию (в зависимости от экспозиции склонов по отношению к солнцу) и поэтому оформлялось растениями с разными требованиями к освещенности. Их основная задача — поддерживать образ природных форм: если лилейники, то простые диплоидные сорта и виды; если хосты, то ни в коем случае не пестролистные; ну а клематисы обязательно мелкоцветковые или княжики и т. д. Посадки для рокария были поделены на группы в соответствии с функциями, которые они должны выполнять в композициях. Первая — растения с максимально длительной декоративностью. Это целый рядзимнезеленых видов, являющихся хорошим фоном для луковичных и мелких злаков. Это живучки, тимьяны, очитки, флокс дернистый, бадан, гвоздики и др. Сюда же входят и хвойные, в первую очередь стелющиеся, такие как можжевельник казацкий ‘Tamariscifolia’, м. чешуйчатый ‘Blue Carpet’ и другие. На переднем плане это могут быть карликовые сосны, ель ‘Nidiformis’, а внутри рокария — вертикали можжевельника обыкновенного или м. скального ‘Blue Arrow’ и ‘Skyrocket’. Вторая группа — растения сезонной декоративности. В нее могут входить как кустарники, так и травянистые многолетники, папоротники и злаки. В течение сезона акцент делался на определенных массивах посадок в соответствии с приоритетным образом. Так, период с конца мая по начало июня был определен как «цветущая поляна, склон и опушка». Это время цветения луговых трав, растений нежных окрасок — голубых, кремовых, лимонных, розовых, сиреневых. Обязательно включались виды, дающие самосев, — колокольчики, наперстянки, гвоздики, коровяки. Их стихийное расселение по участку делает его более естественным, поддерживая заданный изначально природный образ композиций. Так, в начале лета можно увидеть несколько видов колокольчиков: в более тенистых зонах — к. широколистный, в более светлых — к. точечный, к. круглолистный, в камнях — к. гарганский, к. карпатский. Образ цветущей опушки также поддерживают разнообразные герани, астра альпийская, наперстянка желтая, скабиозы, кореопсисы, шалфеи, душица и др. Вертикали вероники длиннолистной, наперстянок, коровяков контрастируют с соцветиями астр, скабиозы. Но главную роль в композициях этого периода я отдала манжеткам, воздушные каскады которых желто-зеленой пеной окутывают рокарий, красиво ниспадая с камней. В сочетании с метелками щучки дернистой манжетка создает ажурный фон для наперстянок и других растений, цветущих в этот период. Осеннюю декоративность поддерживают виды и сорта с яркой сезонной окраской листвы, эффектными плодами, а также злаки, многолетние астры ранних и средних сроков цветения. Особую роль в рокарий выполняют такие кустарники, как рододендроны и канадские парковые розы полуплетистого типа, высаженные возле перголы. Использовались только листопадные рододендроны: р. желтый, р. японский и его гибриды, р. мягкий, р. ноготковидный и низкорослый р. плотный. В мае они красочно цветут, выделяясь на фоне сосен, а осенью их листва приобретает яркую окраску.

Не могу не упомянуть о третьей группе растений — луковичных. Из всего их многообразия для ранневесеннего цветения были выбраны крокусы и подснежники. Затем эстафету у них принимали низкорослые ботанические тюльпаны, которые могут расти на одном месте в течение нескольких лет. После вместе с рододендронами должны были зацвести сцилла испанская и луки. Сортовое и видовое разнообразие луков позволяет подобрать ассортимент так, чтобы продлить их цветение до середины июня и дольше, а отцветшие головки продолжают украшать композиции и в более поздний период. В теневых местах были использованы нарциссы из групп Мелкокорончатые и Поэтические. Естественный характер композициям также придают живописные по форме сучья, спилы, фрагменты пней, обработанные антисептиками. На фотографиях саду всего два года, но результаты примененного подхода уже хорошо видны.

 

Комментарии запрещены.